Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной
программы Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Курский детский сад
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования
предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования). Диагностика педагогического
процесса разработана с целью оптимизации образовательного процесса в
МБДОУ Курский детский сад. Педагогическая диагностика проводится в
ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально
организованной деятельности. Результаты педагогической диагностики
могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе
поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации
работы с группой детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных
областей, соответствующих Федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования, приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной
деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для
достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания
образовательной программы учреждения. Таблицы педагогической
диагностики заполняются дважды в год — в начале и в конце учебного года,
для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами
проста и включает 2 этапа. Оценка педагогического процесса связана с
уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями
по образовательным областям: 1 балл — ребенок не может выполнить все
параметры оценки, помощь взрослого не принимает, 2 балла — ребенок с
помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки, 3 балла —
ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью
взрослого все параметры оценки, 5 баллов — ребенок выполняет все
параметры оценки самостоятельно.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый
показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по
строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).
Этот показатель необходим для
написания характеристики на конкретного ребенка и проведения
индивидуального учета промежуточных результатов освоения
общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый
показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и
разделить па количество параметров, округлять до десятых долей). Этот
показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах
компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медикопсихолого-педагогнческому совещанию), а также для ведения учета
общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной
программы. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно
находить неточности в построении педагогического процесса в группе и
выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно
разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и
оперативно осуществлять психологометодическую поддержку педагогов.